nikolaevskiy78 (nikolaevskiy78) wrote,
nikolaevskiy78
nikolaevskiy78

Россия, Япония и Курилы

            Президент России триумфально посетил Японию. Как обычно практикуется в таких случаях, этот визит, впрочем, как и предыдущие, был приурочен к знаковой дате – 50летию ратификации «Совместной декларации Союза ССР и Японии», в которой заложены принципы и основы послевоенного урегулирования отношений между сторонами и база для решения территориальных вопросов.
Автор подготовил большой материал, в котором анализируются положения и смыслы нормативно-правовых актов по тематике Курил. Учитывая ажиотаж вокруг визита в Японию, автора так и подмывает вложить его целиком, но, поскольку материал сдан в редакцию, то придется дождаться либо публикации, либо отказа от публикации и уж тогда выкладывать его как единое целое.          
Тем не менее, хочется высказать некоторые тезисы.

          Проблема Курильских островов разделяется на три важных этапа в своем развитии.
           Этап I - от 1855г до 1925г., т.е. от Симодского Трактата до Пекинской Конвенции.
           Этап II - от 1943 до 1951г, - от Ялтинской конференции до Сан-Франциского мирного договора.
           Этап III – от 1956 по настоящее время – от Совместной Декларации в Москве и до нынешнего визита в Японии.
           Вполне допускаю, что сегодня мы наблюдаем еще одну трансформацию и находимся в начале Этапа IV J

           Вся юридическая «карусель» на первом этапе строилась вокруг о. Сахалин и о-в Курильской гряды от о.Уруп до о.Шумшу. Еще по Симодскому Трактату о-ва южнее о.Уруп были выведены за скобки «Курильских островов». Это именно та зацепка, к которой постоянно прибегает японская сторона в своих притязаниях и в  материале самым подробным образом исследуется история этого нормативного тезиса.
           Во время Ялтинской конференции США, СССР и Великобритания подписали т.н. «Секретный протокол»,  в котором И.В. Сталин четко изложил сферу интересов СССР как  весь о.Сахалин и опять-таки «Курильские острова». С одной стороны можно сослаться на то, что И.В.Сталин представлял позицию СССР, подтвердившей в 1925г. старое понимание того термина, но факты доказывают обратное. Автор подробно разбирает вопрос о том, что американская военная администрация в лице генерала Макартура распределяла сферу военного влияния в Японии, исходя из сегодняшнего понимания термина «Курильские о-ва» как совокупности всех о-в и архипелагов севернее о-ва Хоккайдо, которая включает и т.н. Южные Курилы. Их этого факта следует, что в Ялте и И.В. Сталин и его союзники имели понимание проблемы вне рамок предыдущей договорной базы. Однако по время подписания Сан-Франциского мирного договора американская сторона предложила юридическую концепции согласно которой за Курилами, о.Окинава и арх.Рюкю фактически закреплялся статус некоей «международной земли». Советские дипломаты вскрыли эту уловку и от подписания этого документа отказались категорически.
             В 1956г. руководство Японии пошло на вынужденный шаг и подписало в Москве Совместную Декларацию, которая с правовой точки зрения ликвидировала трактовку «Курильские о-ва» в русле Симодского Трактата. Два острова о.Шикотан и о. Хабомаи передавались Японии по смыслу Декларации как жест доброй воли, акт добрососедства, с учетом внимания к интересам соседней страны после подписания в будущем мирного договора.
             Американская сторона прозрачно намекнула Японии о том, заключение такого договора на условиях Декларации может вызвать последствия - суверенитет Японии над о.Окинава и арх.Рюкю является нулевым и можно одним росчерком пера ликвидировать по договору в Сан-Франциско даже его призрачное подобие. Японцы были вынуждены тянуть вопрос до момента восстановления суверенитета над своими южными провинциями, что произошло только к 80м годам.
             После распада СССР Япония решила не упускать свой «золотой шанс» и на волне доброго Горбачева, доброго Козырева и доброго Ельцина незаметно вернула в само тело обсуждений и конференций, в сам переговорный процесс тематику ЧЕТЫРЕХ островов.
Уважаемый читатель, дело в том, что сама постановка вопрос таким образом, вступает в противоречие со смыслом Совместной Декларации. Это именно возврат к смыслам первого этапа, где юридические позиции Японии оспаривать очень сложно. При этом все стороны с достойным постоянством ссылаются на то, что в основе переговоров лежит именно буква Совместной Декларации.
          Процитирую часть так называемого Плана совместных действий от 2003г: «по возможности скорее заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и достичь таким образом полной нормализации двусторонних отношений на основе достигнутых до настоящего времени договоренностей, в том числе Совместной декларации СССР и Японии 1956 года…».
           Уважаемые коллеги – приведенный тезис представляет собой юридический нонсенс.  Такое понимание прямо противоречит букве Совместной Декларации.

           Японцы – мастера «сверления головного мозга», автор выражает опасения, что в итоге всей этой бурной деятельности мы возвратимся как к данности к  обсуждению положений Симодского трактата, который с подписанием Совместной Декларации фактически является ничтожным. Так мелкими шагами японская сторона поставила вопрос с ног на голову  и это не вызывает ни в экспертном сообществе, ни в прессе даже тени предметного обсуждения.
           Мы обсуждаем инвестиции, отдавать, не отдавать, визы, газ  и т.п. как-то забывая, что СССР закрыл вопрос о принадлежности о.Итуруп и о.Кунашир в принципе. Но зачем Японии о.Хабомаи и Шикотан – эти голые скалы без первых двух? Противоречить СССР было страшно, а Новой России, по всей видимости, нет. СССР оставил России немалое наследство и Совместная Декларация – часть этого наследства, это труд наших дипломатов и юристов в интересах Родины.

           Отдельный вопрос о совместном использовании островов. Коллеги, Российская империя уже имела опыт совместного использования о-ва Сахалин. Этот опыт плачевный. Много говорится о китайской экспансии, эта проблема есть, но по сравнению с технологией японской экспансии на Камчатку, Сахалин и Курилы в конце 19го начале 20го века это просто детские шалости.
           45 тысяч человек в Японии ждут возможности переехать на их историческую родину. Можно не сомневаться, что Япония построит на четырех островах рай, но построит она этот рай не для меня, тебя и россиян – она построит его для тех наследников, которые через какое-то время спокойно проведут референдум и подадут прошение о признании в карманное ООН. Согласно уставным актам ООН, такой референдум будет признан – ведь участники КОРЕННЫЕ жители, автохтонное население. Это сулит в будущем немалую головную боль.

           Именно поэтому и Япония не вышла и не выйдет из договоров о сотрудничестве и военной взаимопомощи с США – он ей понадобится после такого референдума.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments