nikolaevskiy78 (nikolaevskiy78) wrote,
nikolaevskiy78
nikolaevskiy78

Метаморфозы Конституции Сирии

            Когда в контексте сирийского урегулирования затрагивается курдский фактор, и вообще национальный фактор, в редком случае обсуждение обходит стороной вопрос возможности предоставления курдам автономии и даже неких республиканских, конфедеративных полномочий. Могут ли пойти власти Сирийской республики на признание курдских территорий и анклавов как отдельного субъекта политики? Такая дискуссия собственно хороша всем, кроме главного - Конституции Сирийской арабской республики.

Конституция САР является весьма своеобразным документом. Это уже третья по счету итерация Основного закона страны (1950г, 1973г, 2012г.). Последняя редакция конституции Сирии рассматривает много аспектов государственного строительства - многих, кроме территориального устройства сирийского государства.
  В конституции САР нет понятия не только о федеративном или конфедеративном устройстве, там нет даже понятия унитарного государства, но это только начало.
  Сирийская арабская республика является "частью арабской Родины", а народ Сирии - "частью арабской нации" (ст.1). Президент Республики в своей клятве обязуется "действовать для достижения социальной справедливости и единства Арабской нации" (ст.7). В Преамбуле к Конституции также записано, что сирийский "народ является неотъемлемой частью арабской нации" и воплощает принадлежность ее "национальному и проарабскому проекту". Также из Преамбулы Основного закона мы можем узнать, что Сирия "является бьющимся сердцем арабизма, передовой конфронтации с сионистским врагом".
   При этом, если арабское происхождение друзов или бедуинов сирийской пустыни является исторически подтвержденным фактом, то арабские корни самих алавитов, а также многочисленных шиитов различного исмаилитского толка находятся под вопросом. Не являются арабами, ни черкесы, ни туркмены (туркоманы) севера Латакии, Халеба и Идлиба, ни армяне городских агломераций и уж, тем более, многочисленные курды - представители сплава иранских этносов. Это закладывает в Основной закон удивительное противоречие - 80% населения не является собственно арабским этносом, хоть и многие из них  говорят на арабском языке. Правящая ветвь в Сирии - представители течения алавитов, этнически потомки финикийских племен, а религиозно - одного из многочисленных сектанстких шиитских течений, которое методически до конца так и не исследовано.
Формально по всем переписям населения этнические арабы Сирии составляют почти 90% населения страны. Однако это не собственно этнические арабы, прямые родственники арабов Аравийского полуострова. Такие в Сирии, конечно же, есть, но они малочисленны, объединены по племенному принципу и проживают в зонах пустынь и полупустынь пров. Дераа, Хомс, Ракка и Дейр-эс-Зор.
Арабом является, прежде всего, тот, кто говорит на арабском языке. Это каноническое понимание термина «араб». Арабский язык – язык Корана и язык Пророка. Его знание имеет важный религиозный характер. В конституции Ирана отдельно указано, что арабский язык является обязательным к изучению, хоть и не является языком государственного делопроизводства. Несомненно, что включая в положение сирийской конституции тезисы о верности «проарабскому проекту», Х.Асад руководствовался вовсе не этнической доминантой. В этом плане – «араб» сирийской Конституции сродни термину «советский человек», который по своей сути противопоставляет свои ценности американизированным «неправильным арабам» и «израильской военщине». Но жизнь изменилась. Идеология партии БААС больше представляет «общеарабского» проекта. Ближний Восток все дальше смещается от социалистических к своим  на историческим исламским позициям.
С одной стороны, в Конституции утверждается, что сирийский народ является не только частью, но и "сердцем" арабского мира, оставляя прежнюю основу течения БААС, при этом президентом Сирии является представитель не только не суннитского, но  и даже не совсем шиитского течения ислама, а антиизраильский проект заложен в тело Основного закона, чего нет даже в конституции Ирана (!).
   Получается, что по Основному закону сирийцы являются большими арабами, чем жители Аравийского полуострова, и при этом социалистами, и большими шиитами, чем иранские аятоллы. При этом  записано будто абсолютно весь народ Сирии исторически и этнически разделяет и обязан разделять данное понимание панарабского вектора развития страны.
     Корни этой удивительной метаморфозы следует искать в антиколониальном движении, охватившем 50-70х весь Ближний Восток. Если у арабов Аравийского полуострова были Мекка, Медина и много-много нефти, то у остальных не было (за искл. Ирака) ничего. Созданная партия БААС, была панарабистской по своей сути, исламской в глубоком базисе и социалистической по внешнему облику. В полном соответствии с древней традицией такьи (сокрытия мыслей) представители БААСа использовали СССР как союзника в борьбе за свое видение единого Ближнего Востока в противовес израильтянам и "испорченным" проамериканским арабам Саудовской Аравии.
Некоторые читатели наверняка обращали внимание на единство концепций флагов Сирии, Йемена, Ирака и Египта - это и есть флаг партии БААС, с некоторыми региональными особенностями.
Это нормальное явление для Ближнего Востока. Так этнические, династические и религиозные факторы можно проследить, к примеру,  по флагам Иордании, ОАЭ и Кувейта.
Сирийскому лидеру Х.Асаду удалось с помощью СССР создать одну из мощнейших и профессиональных армий на Ближнем Востоке. С  помощью  СССР он утвердил свой военный авторитет, с помощью жесткой внешней политики - авторитет на международной арене. Но в арабском мире этого было мало, ведь алавиты считались даже не сектантами, а чуть ли не отступниками. Признать алавизм течением ислама у саудовских законоучителей было невозможно, зато антиизраильская позиция сблизила Иран и Сирию. А найденные общие моменты в восприятии ислама и обрядах дали возможность аятоллам признать алавизм - шиитским течением.
  Амбиции лидеров БААС сделали конституцию Сирии "панрабской", необходимость признания в исламском мире - шиитами, а необходимость поддержки СССР дали ей демократические тона и положения.
  Версия 2012г. убрала "лидерство" партии БААС, создала предпосылки для политического многообразия, однако в своем ядре она сохранила ярко панарабистские черты в понимании прошлых лет.  Отвечают ли эти положения реальной и насущной ситуации в сегодняшней Сирии - вопрос крайне дискуссионный.
  После фактического отхода от арабского проекта как социалистического, баасисткого, арабский проект должен неизбежно принять либо этнические критерии, либо критерии сугубо религиозные, канонические. Но в этом случае возникает новое противоречие.
  Согласно ст. 2  Конституции суверенитет в САР принадлежит "народу", однако, если какой-либо народ не является принадлежностью "арабской нации", означает ли это, что на него не распространяется сирийский суверенитет? "Народ Сирии является частью арабской нации" - однако курды-езиды или армяне, априори, не часть арабской нации, означает ли это что формально они не относятся к суверенной части  сирийского народа?
  В Конституции САР суверенитет принадлежит народу и он неделим на всей территории, однако смысл конституции можно трактовать и таким образом: суверенитет в Сирии принадлежит тому сирийскому народу который является частью арабской нации. Чувствуете тональность? Т.е. тому народу, который НЕ является частью арабской нации суверенитет, вроде как, и не принадлежит.
  Мы рассмотрели только часть юридической коллизии в Конституции САР. Являясь прогрессивной по отношению к редакции 1973г., она, тем не менее, содержит в себе наследие глубоких противоречий и амбиций прошлого века. Далее мы еще вернемся к вопросу сирийского Основного закона в отношении проблем межсирийского диалога, а также территориальной целостности этой сложной страны.

            Текст Конституции САР (2012г.) http://worldconstitutions.ru/?p=459
            Текст Конституции САР (1973г.) http://worldconstitutions.ru/?p=85&page=3 аббревиатура ПАСВ - партия БААС
            Текст Конституции САР (1950г.) http://worldconstitutions.ru/?p=698
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments