nikolaevskiy78 (nikolaevskiy78) wrote,
nikolaevskiy78
nikolaevskiy78

Великие и малые "Шелковые пути"

Шелковый Путь, довольно известный китайский проект, с которым элита "Поднебесной" много лет ходит как с чем-то мегаполезным для всех. Внешняя суть проекта проста - 80% китайского импорта-экспорта двигается по морю. Если часть грузопотока перести в сухопутный режим, то всем будет счастье - транзитеры получают транзитные деньги, товары, поток в ЕС ускоряется в разы и проч. и проч. Как говорил один японский мудрец: "Так ли это?"
Нет, не так. И странно, что в прессе на этот счет никто и ничего не пишет. Вообще узость аналитики в таких вещах иногда зашкаливает за рамки адекватности.

Итак. Китай, действительно, ведет в основном морскую торговлю. 11 океанских портов обеспечивают перевалку товаров в США, Азию, Ближний Восток, Африку, Латинскую Америку и ЕС. Шелковый путь в Латинскую Америку, Африку и Северную Америку нереализуем в принципе. Остается Азия, РФ, ЕС и Ближний Восток. Ведь это замечательно, если 50% товарооборота ускоряются в 1,5-2 раза. А ускоряются ли?

Автору пришлось присутствовать и даже кое-что считать при обсуждении нескольких  китайских проектов такого рода. На обсуждении назывались какие-то странные цифры - к примеру, что груз через Киргизию и Казахстан на фурах пройдет в ЕС за семь дней. Ну хорошо, пройдет. Но как это будет выглядеть? Если судно типа Panamax может принять чистого веса до 40 000 - 50 000т, то фура - 20т. - даже меньше стандартного контейнера морского. - т.е. для перевозки объема Панамакса (не говоря уже о больших типах) это 2 500а\м. В неделю из Китая уходит примерно 70 судов только такого типа и только в ЕС - 175 000 автомобильных рейсов!)) Смешно. Может быть ж\д перевозки тут будут спасением? Ведь на обсуждениях на них дано 14 суток. Ну - Ок! Это "всего-то" - 3 600 ж\д рейсов стандартных и 2200 увеличенных))) Какая красота. Т.е. любому, кто начинает просто копаться немного в расчетах? понятно, что такие "ускорения" вместо 42дней Панамакса до Антверпена - не окупятся ни на 7ми днях, ни на 14ти. Это ересь.

Но тогда зачем китайцам этот проект? Заметим, что в силу ряда вопросов китайцы не отказываются от него, но он так несколько сошел в первых страниц. Кто-то делает вывод - поняли, что не выгодно, отказались))) Нет, не поняли и не отказались.  Все потому, что "Шелковый Путь" не имел и не имеет вообще никакого отношения к "ускорению транзита грузов в ЕС". И именно поэтому в правительстве РФ никто и никак по серьезному его не рассматривал, вернее рассматривали с сугубо утилитарной точки зрения. Занятно и то, что многие представители бизнеса в РФ столкнулись со странной ситуацией - китайцы по два-три года морочат мозги рассчетами, проектами и соглашениями, потом резко отказываются от реализации. Странно? Нет, не странно.

Китай находится как и все крупнейшие промышленные державы в ситации нулевого роста, вернее в Китае рост есть, но он недостаточен. Для них прирост в 3-4% это в реальности 0%, а им нужен 7-8-9%. Но как его достичь? Если все и везде стоит. И вот мы видим как в мире схлестнулись два мегапроекта - первый, американский проект углеводородного контроля, контроля над базовым ресурсом в центральной позиции, это и "план Буша" и "план Обамы" и "план Трампа" - та же песня, но под новую мелодию и второй - китайский Шелковый Путь. Суть Шелкового Пути заключается в том, что в условиях нулевого роста надо не прокладывать "транзиты", а ВСТУПИТЬ ВО ВЛАДЕНИЕ ВСЕМИ КЛЮЧЕВЫМИ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЦЕПОЧКАМИ. Это означает, что Китай в условиях нулевого роста хочет забрать себе ренту с транзита вообще всех грузопотоков, не только китайских. Эта маржа и будет ему обеспечивать и контроль (в пику кстати и США) и доход. Именно поэтому китайцы занимаются профанацией проектов  - они изучают все внутренние и явные расходы и доходы в каждой стране, объем грузов, внутренние рейсы, маршруты, дороги, обеспечение, взятки, сборы и проч. Они составляют глобальную карту грузопотоков и выбирают для себя ключевые точки будущего контроля и сбора доходов. Там, где проработка проведена - китайцы не идут в проекты - они ПОКУПАЮТ инфраструктуру целиком для себя. Кому интересно, может посмотреть как китайцы забрали пакистанский порт Гвадар -будет интересно.

Темный Властелин в этом плане поступает весьма разумно - ведь позиция ровно такая - только совместный проект, инвестиции в инфраструктуру, только в крупные госпроекты. Китайцы не хотят - но все делают вид, что обсуждают, размышляют))) Все все понимают. Не дадут китайцам в РФ порта а-ля Гвадар. Хотите - инвестируте в долях. Ради геополитики Китай будет точечно инвестировать, но не более того. Две концепции -китайская и американская, два глобальных проекта супердержав. Но побеждает и победит в долгосрочном плане, очевидно, китайская концепция.

Не зря американцы из команды Трампа нет-нет, да скажут - Китай опасен для США - ведь "Мы покупаем у них - они покупают нас!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments