nikolaevskiy78 (nikolaevskiy78) wrote,
nikolaevskiy78
nikolaevskiy78

Немного об идеологии

В России из года в год (пожалуй, из десятилетия в десятилетие даже) ведется прямо-таки яростная дискуссия относительно "идеологии России". И такая мол нужна, и вот такая и еще +100500. На информационном поле сошлись либералы, центристы, консерваторы, националисты, глобалисты, коммунисты, евроинтеграторы и дезинтеграторы. Кто-то утверждает, что идеология должна придти "сверху", кто-то - вырасти "снизу".

Почему споры настолько жаркие? На мой взгляд, они отражают тот объективный факт, что набор идей (пускай даже не  в формализованном виде "идеологии") является нетъемлемой частью человека и соббщества людей. Это характерная особенность человека как одного из видов живых существ. С физической точки зрения идея является одновременно и рулем, и флюгером - она сообщает сообществу направление движения. Общество, которое не имеет вектора, не может существовать как отдельная единица с мире, где все процессы и взаимодействия направлены. Поэтому утрата осмысленной, проявленной и оформленной идейной базы, вернее, ОЩУЩЕНИЕ такой утраты, на мой взгляд, вызывает столь жаркие споры именно из подсознательного чувства самосохранения. Аналогично и у противников России есть подсознательное ощущение, что с этим вопросом надо работать - больше, глубже и тщательнее.

Казалось бы, русская литература, философская и политическая мысль должны давать поистине неисчерпаемый набор вариантов для построения "идеологической базы". Но не тут-то было. Построить ее "не могем". Нет идей? Есть. Так в чем же проблема.

Как представляется, проблема заключается в том, что предлагаемые идейные конструкции не содержат самого главного - ОБРАЗА. Идея, система идей, должна трансформироваться в систему образов. Иначе она останется очередной мыслительно-бумажной потугой и (в лучшем случае) ляжет в архив. Совсем простой пример. Давайте сравним два конструкта:
а) Американский - "Град на Холме"
б) Российский - "Третий Рим"
И то и другое должно проявлять в сознании читающего образы. Что проявляет "Град на Холме"? На самом деле это прямая отсылка к последним главам Апокалипсиса, где Небесный Иерусалим сходит на землю. Откроем книгу.

"И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца... Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист...."

Значительное число американцев посещают церковь разных конфессий и субконфессий, значительному числу людей эта часть Откровения знакома. И, как мы видим, тут есть вполне конкретный образ. Когда рукводство США выдает "на гора" образ - "Град на Холме",  оно в сознании большого числа граждан производит отсылку к приведенному образу, а образ начинает "работать" в обратном направлении.

Теперь возьмем "Третий Рим" и попробуем угадать, что собственно должен УВИДЕТЬ русский человек,  живущий, к примеру, в лесах Вологодчины, когда ему говорят: "Мы - Третий Рим"? Как он выглядит? Как выглядел первый Рим, как выглядел второй? С чем сравнить? Что лучше? Никакой конкретики нет, образ отсутствует. А у американца он присутствует. Чем конкретнее образ тем конкретнее НАПРАВЛЕНИЕ движения, ощущение направления. Может быть, американцы не особо-то и верующие люди, вот только образ у них работает, он "включает" сознание, а что включает наш "Третий Рим"?

Нет у нас образов, поэтому двигаемся мы на протообразах, прообразах, не сформулированных, двигаемся мы (как социум) "на ощупь", без руля и без ветрил - на памяти генетической по сути.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments