nikolaevskiy78 (nikolaevskiy78) wrote,
nikolaevskiy78
nikolaevskiy78

Сирия и Ливанская модель политического устройства. Перспективы.

23.01.2016г. в Астане состоится первое заседание группы по политическому урегулированию сирийского конфликта. Противоборствующие стороны: правительство Сирии и его противники из «умеренной» оппозиции сядут за стол переговоров. Многие вопросы, которые будут обсуждаться на этой встрече, относятся сфере сирийского государственного устройства и различных аспектов, связанных с изменениями в Конституции страны.
В этом плане дольно часто упоминается государственная система соседнего Ливана, как пример равновесного участия различных конфессиональных групп в политическом процессе. Действительно, с одной стороны, там действует закрепленное разделение функций между конфессиональными сообществами: президент Ливана – христианин, председатель правительства – суннит,  а спикер Парламента – шиит. Однако, с  другой стороны, анализ и оценка ситуации в этих странах не позволяют говорить о том, что данная система («Конфессионализм») может быть успешно скопирована и успешно построена  на сирийской территории.

Современная политическая система Ливана была заложена 20х годах прошлого века еще в бытность Ливана т.н. «подмандатной» территорией под управлением Франции. С 1940 (оккупация Франции) по 1946г (вывод французских войск) в Ливане в результате подписания  «Национального пакта» была сформирована парламентско-президентская республика на основе принципа Конфессионализма, когда базовые политические посты распределялись между основными религиозными течениями.
          В дальнейшем этот принцип принял всеобъемлющий характер: по конфессиональному принципу формировался Парламент, распределялись портфели в министерствах и рядовые должности. Формирование конфессиональных квот происходило, исходя из фактических пропорций, характерных для данной страны. В качестве одного из важных факторов стоит отметить традиционно высокий для Ливана, но абсолютно нетипичный для страны Ближнего Востока удельный вес христианского населения (прежде всего, католиков-маронитов). В первой трети прошлого века этот показатель составлял - 62%, к концу 70х годов – 50%, в настоящее время менее 50% (по разным данным – 43-40%). Учитывая, что в Ливане Президента выбирает парламентское большинство, а также Парламент утверждает по представлению Президента Премьер-министра и его Кабинет, такой принцип номинально позволял осуществлять управление страной на основе конфессионального консенсуса.
            Это хорошо иллюстрирует распределение мест в парламенте Ливана
Сунниты 27 мест (21%) , Шииты - 27 мест (21%), Христиане - 67 мест  (50%) , Алавиты и Друзы - 10 мест (8%)
            Однако, при всей внешней привлекательности, ведение принципа конфессионализма  не избавило Ливан ни от внешних войн, ни от внутренних потрясений. К наиболее сложным проблемам до 2005г. (т.н. «Революции  Кедров») следует отнести
            1. Участие Ливана в Арабо-Израильском конфликте и в дальнейшем превращение страны не только в одну из основных площадок войны, но и в узел геополитических интересов этого противостояния.
            2. Длительная (15 лет) гражданская война между христианскими и мусульманскими общинами, подогреваемая разными силами арабо-израильского противостояния.
            3. Формирование в Южном Ливане активного антиизраильского центра ООП под руководством Я.Арафата
            4. Участие Сирии в гражданской войне на стороне ливанского  правительства против сил христианского ополчения и фактическая оккупация Ливана сирийскими войсками в 1976-2005г.
            5. Война Сирии и Ливана с Израилем и интервенции Израиля, которые крайне осложнили ход гражданской войны.
            К концу 70х годов формально благополучная политическая система Ливана перешла в состояние жестокой гражданской войны, в которой христианские общины с оружием в руках отстаивали свои права против весьма специфичной коалиции шиитов, суннитов, алавитов, друзов, а  также арабских социалистов.
* * *
Арабские монархии видели в Ливане прекрасный плацдарм для антиизраильской борьбы. В страну переместились палестинские переселенцы, отряды ООП Я.Арафата. Израиль отвечал не только агрессивными действиями. От политики Израиля страдало шиитское население, алавиты и друзы, которые до начала 80х годов не имели серьезных отношений с суннитскими ХАМАС и ООП. Действия боевиков Я.Арафата вызывали массированные удары со стороны Израиля, от которых страдало все население - и правые, и виноватые. Такое давление вызывало раскол в ливанском обществе. В последующем, уже Иран и шиитские группировки (Хизбалла, Амаль) стали оспаривать пальму первенства в борьбе с Израилем, одновременно активно конфликтуя и с суннитскими экстремистами. На этом фоне происходила явная и скрытая война между Саудовской Аравией, Ираном, Сирийским режимом, Ливаном и Израилем. Не трудно догадаться, что в итоге  все это привело к превращению потенциально успешной страны в абсолютно адовый клубок проблем.
        Однако, из всех бед этой небольшой страны базовой следует признать не только и столько "игры" внешних сил, сколько многолетнюю гражданскую войну, через которую в итоге в страну втянулись буквально все вооруженные формирования региона. Принцип конфессионализма не смог предотвратить этот многолетний, кровавый, а, главное, межконфессиональный конфликт.
* * *
Дело в том, что Сирия в лице правительства Х.Асада видело в Ливане не отдельное государство, а часть единого с Сирией образования. Ливан для сирийского правительства традиционно являлся (и является, кстати, сегодня) частью одной территории, более того, частью  именно «Большой Сирии». Такая позиция приводила к тому, что режим Х.Асада старался по разным поводам вмешиваться в политику Ливана (т.к. считал Ливан органичной частью своей страны), однако, при этом под удар «молота» попадали христианские группы, которые традиционно ориентировались на суверенизацию страны. Война всех со всеми пошла на спад только к 1989г., когда сторонам удалось заключить т.н. «Таифские соглашения». Христиане и мусульмане получали в парламенте по 50% мест., а Сирия согласилась вывести из Ливана свои войска, что, впрочем, было сделано лишь ценой  многих мытарств только после прихода к власти в Сирии Б.Асада и на волне  общенациональной ливанской  «Революции Кедров».
        Политическая структура на основе конфессионализма в это время действительно послужила серьезным стабилизирующим фактором, который позволил снизить накал противостояния. Однако, проблемы политической системы на этом не закончились.
            1. Система конфессионализма по своей природе поощряла клановость в конкретных управленческих сферах, а, соответственно, кумовство по отношению к «своим» и коррупцию по отношению к «чужим». Это приводило к необходимости постоянно перераспределять квоты по конфессиям от одного направления к другому (от образования к медицине, к строительству и т.п.).
            2. После успешной войны Хизбаллы с Израилем в Южном Ливане (2006г.) позиции этого движения многократно усилились, а также усилилась позиция Ирана, что не одобрялось большинством населения (ни христианами, ни суннитами). В итоге и христианские политические течения разделились в противостоянии между суннитами и шиитами, приняв разные стороны и объединившись в коалиции – проиранско-сирийскую ("Коалиция 8го Марта") и антишиитскую-антииранскую ("Коалиция 14го марта").
         Таким образом, в реальности конфессиональный принцип оказался существенно ограниченным и консенсус стал выстариваться не через христианскую опору между шиитами и суннитами, а снова стал ненадежно балансировать между двумя противоборствующими блоками.
Коалиция 14го марта Коалиция 8го Марта
Движение "За будущее" С 26 Амаль Ш 13
Исламская группа Ливана С 1 Хезболла Ш 12
Ливанская Комм.партия Х 1 СПД Ливана Х 19
Гнчак (армянская  партия) Х 2 БААС (ПАСВ) А 2
Ливанские силы Х 8 Солидарность Х 1
Катаиб Х 5 ССНП Ливана Х 2
АЛДП (армянская партия) Х 1 ЛДП Х 4
НЛП Ливана Х 1 Марада Х 3
Ливанский фронт (НЛПЛ) Х 1 Движение Славы Х 2
Блок МУРР Х 2 Рев.Федерация (арм.парт) Х 2
ЛДД Ливана Х 1 ПСП Ливана Д 7
Вне партий - 11 Вне партий - 1
ВСЕГО депутатов - 60 ВСЕГО депутатов - 68
С - Сунниты, Ш - шииты, Д - друзы, А - алавиты, Х - христиане
            3. Война в Сирии обострила старые противоречия и родила новые - уже межкоалиционные. Так в Ливане с 2013г по конец 2016г.Парламент не мог утвердить кандидатуру Президента страны и создать коалиционное правительство и это на фоне роста экономических проблем, поскольку экономика страны также поделена по конфессиональному принципу.
            Выводы
            А) Принцип конфессионализма может работать только в условиях, когда одна сторона имеет долю  не менее 50% населения и может вступать как опора для балансировки остальных конфессиональных групп.
            Б) Принцип конфессионализма эффективно работает при минимизации внешнего давления. Если политическая система подвергается серьезному заинтересованному, а, главное, религиозному давлению извне, то противоречия между сторонами обостряются, и, рано или поздно, даже опора политической ситемы начинает разделятся. В таком случае политическая система страны становится подверженна многочисленным и разнонаправленным колебаниям и теряет функциональность.
            В) Конфессиональная квота может снять первичное напряжение политической системы, может притушить этно-религиозные конфликты, но для этого требуется снижение влияния на страну и общество со стороны крупных внешних игроков, ликвидация "анклавов" чужого влияния.
            Г) Формирование такого политического устройства консервирует общество в условиях коррупции и кумовства, распределенных по отраслям и секторам народного хозяйства. Это заранее закладывает в общество "мины замедленного действия", которые могут срабатывать как по отдельности, так последовательно и даже одновременно. В целом общество становится не способным к восприятию прогрессивных экономических моделей и неизбежно стратегически проиграет в конкурентной борьбе.
            Все приведенные выводы свидетельствуют, что предпосылки и причины для построения устойчивой политической системы на основе принципа конфессионализма в Сирии в настоящее время (в текущих конфессиональных пропорциях и при текущем внешнем влиянии) отстутствуют, а сама подобная система не ведет в стратегическом плане к созданию на месте Сирии стабильного, прогрессивного и динамично развивающегося сообщества, способного успешно осуществлять экономическую и внешнеполитическую конкуренцию в регионе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments